ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА РЕЛАКСАЦИЮ И СНЯТИЕ НАПРЯЖЕНИЯ
Рассмотри предмет Описание.
Участникам предлагается выбрать из предложенных предметов или найти какой-либо небольшой предмет, взять его в руки. Сядьте удобно, расслабьтесь, и просто внимательно посмотрите на тот предмет, который находится у вас в руках. Сконцентрируйтесь на нем. Сейчас для вас существует только этот предмет, все остальное отошло на задний план…..
Чем вас заинтересовал этот предмет? Разглядите цвет, форму. Каков он на ощупь? Осмотрите со всех сторон, во всех деталях. Сконцентрируйтесь на минуту - другую на этом предмете, заметьте такие его особенности, которых не видно на первый взгляд.
Смысл упражнения
« Вот видите, как много интересного можно обнаружить в самой простой вещи, если на нее внимательно посмотреть! Мы куда-нибудь бежим, тревожимся, суетимся и просто отвыкаем глядеть на то, что нас окружает. Хотите расслабиться, почувствовать себя спокойно и уверенно – остановить свою суету, откройте пошире глаза и просто внимательно разглядите то, что находится вокруг. И вы наверное увидите много интересного.
Обсуждение
Каждый участник демонстрирует свой предмет и рассказывает, что интересного ему удалось заметить при детальном рассмотрении.»
Игра «Воздушный шарик»
Описание.
Участники занимают удобную позу, закрывают глаза и дышат глубоко и ровно. Сейчас мы будем учиться расслабляться с помощью дыхания. Представьте себе, что в животе у вас воздушный шарик. Вы вдыхаете медленно-медленно, глубоко-глубоко, и чувствуете как он надувается. Вот он стал большим и легким, Когда почувствуете, что не можете больше надувать, задержите дыхание, после чего медленно выдыхайте, шарик сдувается. Можно использовать слова:
«Вот как шарик надуваем и рукою проверяем,
Шарик лопнул – выдыхаем, наши мышцы расслабляем
Дышится легко, вольно, глубоко.»
Сделать так 5 – 6 раз, потом медленно открыть глаза и спокойно посидеть 1-2 минутки.
Смысл упражнения.
Эффективная техника снятия напряжения, включающая элементы дыхательного упражнения и элементов медитации. Когда чувствуете, что сильно испугались или теряете контроль над собой из-за раздражения, достаточно подышать 2-3 минуты и станет гораздо легче.
Обсуждение.
Участников просят поделиться ощущениями, возникающими в процессе выполнения упражнения и самонаблюдениями, как по ходу меняется состояние.
Игра «Семь свечей».
Описание.
«Сядьте удобно, закройте глаза, расслабьтесь. Вам спокойно, удобно, комфортно. Вы дышите глубоко и ровно. Представьте себе, что в метре от вас стоит 7 зажженных свечей. Сделайте медленный вдох, глубокий. А теперь вообразите, что вам нужно задуть одну свечу, потом вторую, третью, четвертую и так до 7.Как можно сильнее подуйте в ее направлении, полностью выдохните воздух. Пламя начинает дрожать, свеча гаснет. Вы вновь делаете медленный вдох и потом задуваете следующую свечу. И так все семь свечей. Упражнение лучше делать под спокойную м музыку.
Обсуждение.
Как менялось состояние по мере выполнения упражнения .Где в реальных ситуациях понадобится такой прием?
Игра «Абажур»
Описание.
Участников просят удобно сесть, расслабиться и закрыть глаза. Представьте, что у вас внутри, на уровне груди горит яркая лампочка, покрытая абажуром. Когда свет идет вниз, вам тепло, спокойно, комфортно, но иногда, когда начинаете нервничать, абажур поворачивается лампой вверх .Резкий свет бьет в глаза, слепит нас, становится жарко, некомфортно. Вообразите ситуацию. Вы не в силах изменить предстоящую ситуацию, представьте себе, как абажур медленно и плавно поворачивается вниз, принимает нормальное положение. Слепящий свет исчезает, вам снова становится тепло и комфортно, уютно.
Смысл упражнения.
Такую технику можно использовать для экспресс- регуляции своего эмоционального состояния, быстрого снятия стресса.
Обсуждение.
Насколько детально удалось представить описываемую ситуацию. Как менялось состояние, по мере того, как они мысленно повторялись. Где и как можно использовать такой прием в саморегуляции?
Игра «Кораблик»
Описание.
Представьте себе, что мы на корабле, качает, чтобы не упасть, поставьте ноги на ширину плеч, стопы от пола не отрывать. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу: сильнее прижмите к полу правую ногу, а левая будет расслаблена, тело наклонилось в правую сторону. Качнуло, сильнее прижмите к полу левую ногу, а правая будет расслаблена, тело наклонилось в левую сторону. Можно использовать при этом слова:
Крепче ногу прижимаем, а вторую расслабляем. Сядьте и слушайте!
Снова руки на колени и теперь немного лени,
Напряженье улетело и расслаблено все тело
Наши мышцы не устали и еще послушней стали!
Игра «Лимон» ( мышечное расслабление)
Я возьму в ладонь лимон
Чувствую, что круглый он
Я его слегка сжимаю
Сок лимонный выжимаю
Все в порядке, сок готов,
Я лимон бросаю, руку расслабляю.
Игра «Волшебный сон».
Все умеют танцевать, бегать, прыгать и играть,
Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая, очень легкая, простая,
Замедляется движение, исчезает напряжение,
И становится понятно: расслабление приятно.
Реснички опускаются, глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Напряженье улетело и расслаблено все тело.
Будто мы лежим на травке, на зеленой, мягкой травке
Греет солнышко сейчас, руки теплые у нас
Дышится легко, ровно, глубоко.
Губы теплые и вялые, но нисколько не усталые.
Губы чуть приоткрываются и приятно расслабляются,
И послушный наш язык быть расслабленным привык.
Было славно отдыхать, а теперь пора вставать.
Крепко пальцы сжать в кулак, и к груди прижать – вот так!
Потянуться, улыбнуться, глубоко вздохнуть, проснуться!
Распахнуть глаза пошире - раз, два, три, четыре.
Дети хором: Веселы, бодры мы снова и к занятиям готовы!
РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА
учителю, работающему с пятиклассниками
1.Необходимо согласовать требования всех учителей – предметников.
2.Уделять особое внимание организации учебного процесса:
- готовность к уроку(наличие необходимых школьных принадлежностей, подготовка рабочего места, правильность оформления тетради, различных видов работ, требование к ведению дневника.
3. Единые дисциплинарные требования:
- начинать уроки со звонком, готовиться к уроку на перемене, не перебивать на уроке говорящего( учителя, товарищей),поднятая рука- сигнал вопроса, просьбы о помощи, вопроса, отвечая на вопрос учителя, встаем, выходим из- за парты, либо отвечаем с места по предложению учителя.
4. Урок заканчивается со звонком, не следует после звонка задерживать детей в классе.
5. Домашнее задание нецелесообразно оставлять на самый конец урока, его следует прокоментировать, дать инструкцию по его выполнению и быть уверенным, что оно понятно обучающимися, записать задание в дневник взаимосвязи, дать задание обучающимся по сниженному уровню. Необходимо помнить о том, что выполнение домашнего задания должно стимулировать учебную деятельность ребенка, формировать позитивную мотивацию к деятельности, вызывать чувство удовольствия от выполненного задания
6. Для сохранения продуктивности учебной деятельности, устойчивой работоспособности на уроке не следует забывать о смене деятельности на уроке и проведении физкультминуток.
Консультации дефектолога
Что такое порядок?
Психика ребёнка требует порядка и определённости. Свобода ни в коем случае не должна превращаться в хаос. Если, например, ежедневно переставлять мебель в квартире, то ребёнка можно довести до невроза.
! У любого ребёнка есть сильное стремление к порядку. Ему необходимо жить в среде, где каждая вещь имеет своё место. Ему нужен определённый режим, который вносит порядок в его жизнь.
Ваш ребёнок создаёт беспорядок не потому, что он лентяй и грязнуля, а потому, что этот порядок за него установили вы.
А значит……
1.Пусть ребёнок сам выбирает место для личных вещей. Ваша задача – вместе с ним класть вещи и игрушки именно на это место, т. е. помогать ему поддерживать порядок на этой полке, этажерке ит. д.
2.Ни в коем случае не ругайте ребёнка, если он что – то пролил, рассыпал или разбил. Обязательно покажите, своими действиями он причинил неудобство другим, а значит, последствия нужно ликвидировать: вытирать лужу, подмести, собрать осколки. Одним словом, важно показать, как исправить оплошность, а затем настоять, чтобы ребёнок исправил её сам.
3.Дети ценят последовательность событий – порядок во времени. Для них ни так страшно смещение графика, как нарушение ежедневных ритуалов, последовательности «встать, есть, гулять, мыться, спать». Чтоб ребёнок чувствовал себя увереннее, старайтесь не изменять привычный ход событий.
4.Не сбивайте ребёнка с толку непоследовательностью требований. И если вы говорите одно, а делаете другое, то в его мире наступает форменный хаос. Вскоре он просто перестанет вас слушать, но не потому, что он плохой и вредный, а потому, что таким образом он пытается защитить свой внутренний мир от полного разрушения. Поэтому никогда не обещайте того, чего не можете сделать.
Консультации дефектолога
Какого уровня развития может достичь ребенок с синдромом Дауна?
Ответ на этот вопрос в значительной степени зависит от того, как рано и как упорно будут обучать малыша основным навыкам и умениям. Несмотря на то, что дети с болезнью Дауна отстают в умственном развитии и требуют к себе очень много внимания, они — члены семьи, общества и благодарно откликаются на любовь и заботу.
Поскольку эти дети малоактивны, следует поощрять проявленную ими самостоятельность в различных видах деятельности, в игре, навыках самообслуживания.
При обучении ребенка с болезнью Дауна навыкам самообслуживания необходимо использовать его подражательность. Создавать как можно больше ситуаций, в которых ребенок мог бы наблюдать за вашими действиями при одевании, раздевании, умывании, уборке помещений и т. п. Если в семье есть еще дети, предоставьте ему возможность как можно больше наблюдать за их действиями и игрой. Постепенно обучайте этим действиям и больного ребенка. Делайте это систематически и обязательно увидите результат своего труда.
Для побуждения собственной активности ребенка очень полезными являются музыкальные занятия — музыкальная терапия или лечение музыкой, поскольку дети с болезнью Дауна очень восприимчивы к музыке, с удовольствием двигаются под нее, хлопают в ладоши, напевают. Поэтому им полезны специальные игры под музыкальное сопровождение, например, катание мяча, ритмические движения, имитация действий персонажей сказок и т. п. С ними можно разучивать простые стихотворения, считалки. Важное значение имеют специальные игры, направленные на развитие общей моторики, координации движений. Детей следует учить бегать, прыгать, бросать и ловить мяч, скатываться с горки. При проведении всех этих занятий следует использовать характерную особенность этих детей — их подражательность и музыкальность. Чаще ласкайте, обнимайте своего ребенка, и он таким же способом будет выражать свое отношение к близким.
Показывайте малышу большие яркие картинки, учите его рассматривать их, кратко объясняйте их содержание.
Особое внимание следует обратить на развитие речи малыша. При этом опять же необходимо опираться на большую подражательность больного ребенка. Поэтому кроме проведения специальных занятий по развитию речи сделайте для себя правилом комментировать свои действия, за которыми наблюдает малыш, простыми предложениями типа: «я мою руки», «надеваю пальто», «режу хлеб», «мою чашку» и т. п. Называйте предметы и действия, на которых в данный момент сосредоточено внимание ребенка. Делая это постоянно, добьетесь значительного прогресса в развитии его речи.
Читайте ребенку больше книг, подбирайте тексты в соответствии с его уровнем понимания. При этом используйте издания с яркими, крупными картинками, иллюстрирующими содержание текста. Полезно в процессе чтения одновременно рисовать отдельных персонажей.
Для ребенка с болезнью Дауна очень важным является соблюдение режима, приучение к аккуратности, раннее участие в различных видах бытового труда вместе со взрослыми, а затем и самостоятельно под их руководством. И как бы вам ни было трудно, какое бы отчаяние ни охватило вас, помните: главное — это терпение и любовь.
Рекомендации родителям в воспитании ребёнка с нарушением интеллекта:
Творчески подходить к воспитанию ребёнка и делиться своим опытом с окружающими.
Сохранять своё физическое и психическое здоровье (режим дня, владение приёмами аутогенной тренировки, умение управлять своим дыханием).
Сохранять контакты ребёнка с социальным окружением, для социальной адаптации ребёнка.
Использовать все средства, чтобы воспитать ребёнка жизнерадостным, активным, уверенным в своих силах.
Сохранять в семье единство и согласованность всех требований к ребёнку.
Организовать охранительный режим, который щадит и в то же время укрепляет нервную систему ребёнка
Активно и систематически наблюдать за развитием своего ребёнка с рождения.
Учить ребёнка ориентироваться в окружающем мире, общаться с людьми.
Заповеди М. Монтессори
Никогда не трогай ребенка, пока он сам к тебе не обратится (в какой-либо форме)
Никогда не говори плохо о ребенке, ни при нем, ни без него.
Концентрируйся на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому будет оставаться все меньше и меньше места.
Будь активен в подготовке среды. Проявляй постоянную педантичную заботу о ней. Помогай ребенку устанавливать конструктивное взаимодействие с ней.
Показывай место каждого развивающего материала и правильные способы работы с ним.
Будь готов откликнуться на призыв ребенка, который нуждается в тебе, всегда прислушивайся и отвечай ребенку, который обращается к тебе.
Уважай ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее, но немедленно твердо останавливай любое некорректное использование материала и любое действие, угрожающее безопасности самого ребенка или других детей, его развитию.
Уважай ребенка отдыхающего или наблюдающего за работой других, или размышляющего о том, что он делал или собирается делать. Никогда не зови его и не принуждай к другим активным действиям.
Помогай тем, кто ищет работу и не может выбрать ее.
Будь неустанным, повторяя ребенку презентации(занятия), от которых он ранее отказывался, помогая ребенку осваивать ранее неосвоенное, преодолевать несовершенство. Делай это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью и тишиной, милосердием и любовью. Сделай свою готовность помочь очевидной для ребенка, который находится в поиске, и незаметной для того ребенка, который уже все нашел.
Всегда в обращении с ребенком используй лучшие манеры и предлагай ему лучшее в тебе и лучшее из того, что есть в твоем распоряжении.
Консультации логопеда
Рекомендации родителям
«Звуки и буквы»
для повторения теории русского языка
Уважаемые родители!
В русском языке 10 гласных букв (А, У, О, Э, Ы, Я, Ю, Ё, Е, Ю),
21 согласная буква (Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ) и ещё две особенные буквы – это Ь и Ъ.
Теперь разберёмся со звуками. Звуки речи бывают гласные и согласные. Гласные звуки: [а], [о], [э], [и], [ы], [у]. Согласные звуки делятся на твёрдые и мягкие, например: трон - тронь. Мягкость согласного звука обозначается значком: ¢ (запятой в правом верхнем углу от буквы при написании). Значит, в слове трон [н] - твёрдый согласный звук, а в слове тронь [н¢] - мягкий. Запомните, звуки [ж], [ш], [ц] - всегда твёрдые, а звуки [й], [ч], [щ] - всегда мягкие. Все остальные согласные звуки могут быть как твёрдые, так и мягкие: [б] - [б¢], [р] - [р¢], [ф] - [ф¢] и другие.
Гласные Я, Е, Ё, Ю могут обозначать один звук (я - [а], е - [э], ё - [о], ю - [у] после согласных (белка - [б¢элка]) и два звука (я- [йа], е - [йэ], ё - [йо],
ю - [йу] в начале слова (ёлка - [йолка]), после гласной (баян - [байан]), а также после Ь и Ъ (вьюнок - [в¢йунок], съел -[сйэл].
Уважаемые мамы и папы, напомним вам условные обозначения звуков и схему их разбора (используйте цвет при самостоятельной работе). Итак:
O - гласный звук (красный кружок);
O - твёрдый согласный звук (синий кружок);
O - мягкий согласный звук (зелёный кружок).
Занимаемся артикуляционной гимнастикой вместе с ребёнком
Рекомендации учителя-логопеда по проведению упражнений артикуляционной гимнастики для постановки звуков р, рь
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у ребёнка навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2 раза в день по 10-20 минут.
Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
3. Упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя перед зеркалом, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
Упражнения для губ:
«Улыбка» или «Заборчик» без рисунка
Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
Обратите внимание!
Следите, чтобы при улыбке ребёнок не подворачивал внутрь верхнюю или нижнюю губу.
Если у ребёнка возникают затруднения, надо вместе с ним пропеть звук [и]: и-и-и – и губы растянутся в улыбке.
«Покусаем язычок» без рисунка
Улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык. 1. Покусывать кончик языка. 2. Покусывать середину языка. 3. Покусывать язык, продвигая его постепенно вперёд-назад. Во время выполнения упражнения произносить: та-та-та. Произношение слогов та-та-та помогает ребёнку в выполнении упражнения.
Так же пошлёпать язык губами, произнося пя-пя-пя.
Закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы усилием.
Обратите внимание!
Не подворачивать нижнюю губу внутрь, на нижние зубы.
Язык широкий, губы растянуты в улыбке.
3. «Лопатка»
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка:
1. На нижние зубы. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
2. На нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
Обратите внимание!
1. Губы растянуты в улыбке.
Не подворачивать нижнюю губу внутрь.
Не высовывать язык далеко – он только накрывает нижнюю губу.
Боковые края языка должны касаться уголков рта.
Если это упражнение не получается, то выполнить упражнение «Шлёпаем губами по языку» или «Накажем непослушный язык»: улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить пя-пя-пя. Выполнять поэтапно: 1. Пошлёпывать губами кончик языка. 2. Пошлёпывать губами середину языка. 3. Пошлёпывать губами язык, продвигая его медленно вперёд, а затем назад.
Обратите внимание!
Нижнюю губу не следует заворачивать внутрь и натягивать на нижние зубы.
Язык должен быть широким, его края касаются уголков рта.
4. «Чашечка»
Улыбнуться, открыть рот и широкий язык поднять кверху. Потянуться боковыми краями и кончиком языка к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении под счёт до 5-10.
«Вкусное варенье» без рисунка
Улыбнуться, открыть рот и кончик языка с левого угла рта облизывает верхнюю губу, делая движения сверху вниз до угла рта справа и убрать язык в рот.
Обратите внимание!
Нижняя челюсть не «подсаживает» язык вверх, она неподвижна (придержать её пальцем), работает только кончик языка.
Если упражнение не получается, то выполнить упражнение «Накажем непослушный язык»
6. «Качели» без рисунка
1 вариант. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны), удерживать в таком положении 3-5 секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать 3-5 секунд. Так, поочередно менять положение языка 4-6 раз.
Обратите внимание!
Следите, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
2 вариант. Рот приоткрыть. Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно, то к носу, то к подбородку. Рот не закрывать. Делать не торопясь, под счёт от 1 до 5-10.
7.«Парус»
Улыбнуться, широко открыть рот. Узкий язык поднять вверх, коснуться альвеол, которые находятся за верхними зубами. Удерживать в таком положении под счёт до 8-10. Опустить язык и повторить упражнение 3 раза.
8. «Маляр» без рисунка
Сделать упражнение «Парус». Двигать кончиком языка по «потолочку» (поверхности нёба) вперёд-назад. Делать не торопясь.
9. «Грибок»
Улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удерживать в таком положении 5-10 секунд. Если ребёнок затрудняется выполнить это упражнение, то надо сделать упражнение «Лошадка». Ребёнок щелкает языком, постепенно замедляя темп («лошадка идёт медленно») и присасывает язык к нёбу.
«Лошадка» без рисунка.
Сделать упражнение «Грибок». Максимально открыть рот, не отрывая языка от нёба. Затем щёлкнуть кончиком языка. Сначала медленно, потом убыстрять темп. Нижняя челюсть не работает (можно придерживать большим и указательным пальцами).
Улыбнуться, открыть рот и пощелкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»).
11.«Автомат» без рисунка.
Рот приоткрыт. Напряженным кончиком языка постучать по альвеолам, многократно и отчетливо произнося «т-т-т». Убыстрять темп.
12.«Пулемёт» без рисунка Напряженным кончиком языка постучать по альвеолам, отчётливо и многократно произнося «д-д-д».
Обратите внимание!
Следить, чтобы «работал» только кончик языка, а сам язык не прыгал.
13. «Комарик» без рисунка
Улыбнуться, открыть широко рот, поднять язык вверх и упереть его в «бугорки» (альвеолы). Пытаться произнести «дзззз», но не отрывисто, а протяжно, в течение 10-15 секунд. Помнить, что комар злой, поэтому нажимать языком на бугорки энергично.
Удачи!
Развитие графомоторной координации
Среди детей младшего школьного немало таких, кто испытывает большие или меньшие трудности в овладении графомоторными умениями, которые лежат в основе процесса рисования и письма. Некоторые части кистей руки остаются слабыми, что мешает ребенку свободно выполнять мелкие и точные двигательные движения руками.
При наличии таких трудностей ребенку требуется выполнить большое количество разнообразных упражнений, которые совершенствуют графомоторные умения (способ удерживания карандаша (ручки, фломастера и т.п.), силу нажима, ритм, темп, точность, плавность движений при рисовании и письме, степень уверенности и произвольности в их выполнении и др.), а также обусловливающие успешность овладения ими (зрительное и кинестетическое восприятие, ориентировка в пространстве, зрительно-двигательную координация и др.).
Хорошие условия для упражнений создают занятия рисованием. Однако их направленность на получение результата - изображения, отражающего представления и впечатления ребенка от окружающего мира не представляет возможности полностью формировать тот специфический вид графических действий, которые связаны с выполнением контурного изображения, написанием букв или буквоподобных элементов.
Скоординированные и свободные движения рук требуют дифференцированной работы мозга.
Используя рисунки – трафареты на занятиях, дети проявляют интерес к копированию рисунков. Детям предоставляется возможность самостоятельно дорисовать свои рисунки. При работе с трафаретами соблюдаем последовательность в работе.
1. Восприятие рисунка, узнавание изображения, ассоциирование с реальными объектами (На что похоже), можно дополнительно разгадать загадку.
2. Проведение указательным пальцем по контуру рисунка-трафарета для создания двигательного образа изображения.
3. Воспроизведение рисунка-образца движением пальца или двумя пальцами левой и правой руки в воздухе, чтобы почувствовать ритм движения, т.е. создать кинестетический образ рисунка, который лежит в основе выполнения графического изображения.
4. Копирование рисунка-образца в разных положениях (сидя, стоя) с последующим обсуждением результатов деятельности.
Кроме копирования рисунка можно использовать и другие виды графических работ:
- штриховка или раскрашивание рисунка,
- дополнение своего рисунка новыми элементами,
- самостоятельное рисование рисунков по образцу,
- перевод изображения через копирку на бумагу, затем рисунок раскрашиваем или дорисовываем,
- создание картин из рисунков – образцов.
Пальчиковая гимнастика Оборудование: альбом, трафареты, фломастеры на водной основе. Пальчиковая гимнастика.
«Пальчики просыпаются» Правая рука в кулаке. (Выполняем ведущей рукой). Поочередно разгибаем пальцы руки, начиная с большого пальца, при этом считаем раз, два, три, четыре, пять. (3 раза).
«Пальчики засыпают» Поочередно сгибаем пальцы руки, начиная с большого под счет раз, два, три, четыре, пять. (3 раза).
«Пальчики здороваются» Кончик большого пальца последовательно прикасается к остальным (упражнение выполняется одновременно левой и правой рукой). Выполнение данного упражнения сочетается с чтением наизусть потешки: Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песни пел. Работа с трафаретами.
Трафарет № 2
1. Обводим указательными пальцами левой и правой руки по линиям на трафарете.
2. Проводим данные линии – «дорожки» указательными пальчиками в воздухе стоя.
3. Проводим данные линии – «дорожки» указательными пальчиками по столу сидя или стоя, кому как удобно. (Можно использовать не поверхность стола, а салфетку из линолеума).
4. Обводим линии на трафарете цветными фломастерами левой и правой рукой одновременно.
5. Самостоятельно копируем линии на чистом листе бумаги.
Сегодня по этим дорожкам пробегутся животные, которые живут в Австралии. А поможет в этом загадка: Кто-то в сумке носит спички,
Кто-то важные вещички,
Кто-то книжки и игру,
А детишек - …(кенгуру). Графический диктант. Диктант: от начальной точки одна клетка вверх, две клетки вправо, одна клетка вверх, одна вправо, одна вверх, одна вправо, одна вверх, одна вправо, одна вверх, одна вправо, одна вверх, две вправо, одна вверх, одна вправо, четыре вверх, одна вправо, одна вниз, одна вправо, одна вниз, одна вправо, одна вниз, одна влево, две вниз, две вправо, две вниз, одна влево, одна вверх, одна влево, одна вниз, одна влево, две вниз, две влево, одна вниз, две вправо, одна вниз, четыре влево, одна вверх, одна влево, одна вверх, одна влево, одна вниз, одна влево, одна вниз, три влево, соединяем в начальной точке.
Графический диктант "Кенгуру"
Заштрихуйте ваш рисунок. Соблюдайте правила штриховки:
- не выходить за контуры рисунка,
- соблюдать параллельность линий,
- не сближать штрихи, они должны быть на равном расстоянии,
- направление штриховки выбираем сверху вниз, снизу вверх, слева направо.
- можно штриховать в одной фигуре в разных направлениях, разными цветами.
После выполнения задания, дети сами оценивают свою работу.
Рекомендации для родителей «Домашняя игротека» по профилактике дисграфии Игра с пластилином
Слепите с детьми буквы из пластилина, а затем прикрепите их на гладкие дощечки, которые позже можно будет использовать для тактильного исследования. Попросите ребенка закрыть глаза и попытаться на ощупь определить, какая это буква. Дома ребенок может вместе со взрослыми вылепить букву из теста, а потом испечь из них печенья.
Игра со счетными палочками или мозайкой
Дети с удовольствием выкладывают букву из счетных палочек или мозайки.
Ниткография
С помощью толстой шерстяной нитки или веревочки можно изобразить букву на кусочке фланели. Этот метод называется «ниткографией».
Буквы из проволоки
Взрослый может научить ребенка делать букву, изгибая тонкую проволоку в разных направлениях. Буквы из проволоки сразу оживают: они могут шевелить «ручками» и «ножками», кланяться и даже ходить по дорожке. Вместе с ребенком сочиняйте забавные истории из жизни букв.
Занятия на прогулке
На прогулке нарисуйте палочкой на земле буквы или слоги или выложите их из шишек, камешков, желудей или прутиков. Нарисованные на земле буквы можно читать, одновременно шагая по ним.
Игра с красками и водой
Предложите ребенку поиграть в художника и кистью нарисовать большие яркие буквы. Или, вместо краски, смочив указательный палец в воде, нарисовать буквы на поверхности стола. Не забывайте так же о цветных мелках, которыми можно рисовать на асфальте. Большое удовольствие доставляет детям рисование на запотевшем окне.
Развиваем тактильные ощущения
Для того, чтобы ребенок лучше запомнил графический образ букв, полезно научить его узнавать буквы тактильным способом. Для этого взрослый указательным пальцем «рисует» букву на руке, щеке или спине малыша.
Рисуем буквы в воздухе
Интересно и полезно «рисовать» буквы в воздухе указательным пальцем или всей рукой, как будто дирижируя. Причем, в одном варианте рисует взрослый, а ребенок отгадывает букву, а в другом, наоборот, рисует ребенок, а отгадывает взрослый. Советую вам встать перед большим зеркалом и «читать» с ребенком буквы, глядя на свое отражение, иначе все асимметричные буквы будут «смотреть» не в ту сторону.
Итак, приготовьте цветные карандаши,счетные палочки или спички (предварительно отломите от них головки), проволоку, пластилин и отправляйтесь вместе с ребенком знакомиться с буквами.
Учитель-логопед Е.Г.Крюкова
Консультация учителя-логопеда Тротнер Г.Н.
Как помочь первокласснику, или своевременное выявление и преодоление трудностей в обучении у первоклассников
Первый класс – самый главный год в школьной жизни ребёнка. В этот период формируются навыки учебной работы, волевые качества, продолжает развиваться память, речь, так же должно возникать и укрепляться самоуважение: «Я научился! Я правильно выполнил задание! Я смог сделать сам!»
Нет первоклассника, который не мечтал бы хорошо учиться в школе, и нет учителя, который не хотел бы ему помочь. Точно так же не бывает и родителей, которые не желали бы добра своему ребёнку. Однако уже в первые школьные дни у маленьких учеников появляются разнообразные проблемы:
- плохо запоминает стихи;
- не слышит учителя;
- ходит по классу во время урока, кривляется, отвлекает других детей;
- при письме рука устаёт, дрожит, сильно напрягается;
- любое замечание учителя вызывает слёзы;
- боится отвечать у доски;
- не может сосредоточиться на задании;
- затрудняется при решении математических задач, при пересказывании текста и другие.
Как правило, такие первоклассники уже в начале школьного обучения попадают в разряд неуспевающих, а родители, и учителя зачастую склонны объяснять школьные трудности ребёнка невоспитанностью, невнимательностью, тем, что он «не старается». В действительности же за особенностями такого поведения ребёнка скрываются серьёзные причины неблагополучия в работе нервной системы.
Надеюсь, что данные рекомендации помогут учителям и родителям правильно сориентироваться в
Февраль
cредняя заработная плата работников учреждения в целом: 30 663,04
ФОТ: 3 293 210,49
прочие педагогические работники: 30 872,25
ФОТ: 802 678,58
в т.ч. учителей: 41 467,78
ФОТ: 1 492 840,14 Динамика заработной платы
Январь
cредняя заработная плата работников учреждения в целом: 33 246,26
ФОТ: 3 580 621,92
прочие педагогические работники: 33 899,47
ФОТ: 915 285,57
в т.ч. учителей: 44 626,40
ФОТ: 1 606 550,34 Динамика заработной платы
Ноябрь
cредняя заработная плата работников учреждения в целом: 35 356,71
ФОТ: 3 783 168,13
прочие педагогические работники: 34 733,24
ФОТ: 944 744,04
в т.ч. учителей: 46 363,46
ФОТ: 1 669 084,70 Динамика заработной платы
Октябрь
cредняя заработная плата работников учреждения в целом: 30 213,10 руб.
ФОТ: 3 293 227,97 руб.
прочие педагогические работники: 30 774,37 руб.
ФОТ: 830 907,91 руб.
в т.ч. учителей: 39 761,76 руб.
ФОТ: 1 471 185,30 руб. Динамика заработной платы
Сентябрь
cредняя заработная плата работников учреждения в целом: 30 664,87 руб.
ФОТ: 3 281 141,61 руб.
прочие педагогические работники: 31 333,85 руб.
ФОТ: 802 146,65 руб.
в т.ч. учителей: 40 127,24 руб.
ФОТ: 1 476 682,59 руб. Динамика заработной платы
Июнь
cредняя заработная плата работников учреждения в целом: 67 340,19 руб.
ФОТ: 6 734 018,50 руб.
прочие педагогические работники: 69 639,45 руб.
ФОТ: 1 462 428,38 руб.
в т.ч. учителей: 102 530,95 руб.
ФОТ: 3 486 052,27 руб. Динамика заработной платы
Апрель
cредняя заработная плата работников учреждения в целом: 33 430,69 руб.
ФОТ: 3 343 068,94 руб.
прочие педагогические работники: 39 178,55 руб.
ФОТ: 822 749,49 руб.
в т.ч. учителей: 43 150,92 руб.
ФОТ: 1 467 131,42 руб. Динамика заработной платы
март
cредняя заработная плата работников учреждения в целом: 32 073,63 руб.
ФОТ: 3 204 155,64 руб.
прочие педагогические работники: 33 447,29 руб.
ФОТ: 702 393,09 руб.
в т.ч. учителей: 43 449,05 руб.
ФОТ: 1 477 267,70 руб. Динамика заработной платы
Февраль
cредняя заработная плата работников учреждения в целом: 34 239,66 руб.
ФОТ: 3 389 726,34 руб.
прочие педагогические работники: 38 886,95 руб.
ФОТ: 777 738,99 руб.
в т.ч. учителей: 44 722,53 руб.
ФОТ: 1 520 565,92 руб. Динамика заработной платы
Январь
cредняя заработная плата работников учреждения в целом: 32 234,43 руб.
ФОТ: 3 255 677,42 руб.
прочие педагогические работники: 36 335,99 руб.
ФОТ: 763 055,71 руб.
в т.ч. учителей: 41 902,42 руб.
ФОТ: 1 424 682,40 руб. Динамика заработной платы
Декабрь
cредняя заработная плата работников учреждения в целом: 39 385,33 руб.
ФОТ: 3 977 918,62 руб.
прочие педагогические работники: 43 102,87 руб.
ФОТ: 905 160,19 руб.
в т.ч. учителей: 51 986,62 руб.
ФОТ: 1 767 544,98 руб. Динамика заработной платы
Ноябрь
cредняя заработная плата работников учреждения в целом: 37 665,32 руб.
ФОТ: 3 804 197,70 руб.
прочие педагогические работники: 39 311,57 руб.
ФОТ: 825 542,90 руб.
в т.ч. учителей: 51 513,48 руб.
ФОТ: 1 751 458,47 руб. Динамика заработной платы
Октябрь
cредняя заработная плата работников учреждения в целом: 35 098,20 руб.
ФОТ: 3 509 820,02 руб.
прочие педагогические работники: 36 475,52 руб.
ФОТ: 765 985,83 руб.
в т.ч. учителей: 45 814,81 руб.
ФОТ: 1 557 703,58 руб. Динамика заработной платы
Сентябрь
cредняя заработная плата работников учреждения в целом: 33 372,94 руб.
ФОТ: 3 237 175,12 руб.
прочие педагогические работники: 33 161,97 руб.
ФОТ: 630 077,39 руб.
в т.ч. учителей: 42 656,60 руб.
ФОТ: 1 450 324,47 руб. Динамика заработной платы
Август
cредняя заработная плата работников учреждения в целом: 32 055,94 руб.
ФОТ: 2 981 202,53 руб.
прочие педагогические работники: 35 447,24 руб.
ФОТ: 567 155,88 руб.
в т.ч. учителей: 43 267,76 руб.
ФОТ: 1 384 568,18 руб. Динамика заработной платы
Июль
cредняя заработная плата работников учреждения в целом: 29 911,25 руб.
ФОТ: 2 811 657,34 руб.
прочие педагогические работники: 34 770,89 руб.
ФОТ: 556 334,22 руб.
в т.ч. учителей: 42 349,88 руб.
ФОТ: 1 312 846,37 руб. Динамика заработной платы (2017 год)
Июнь
cредняя заработная плата работников учреждения в целом: 28 949,44 руб.
ФОТ: 2 663 348,06 руб.
прочие педагогические работники: 33 032,91 руб.
ФОТ: 528 526,48 руб.
в т.ч. учителей: 39 387,42 руб.
ФОТ: 1 221 010,00 руб. Динамика заработной платы (2017 год)
Май
cредняя заработная плата работников учреждения в целом: 31 430,74 руб.
ФОТ: 2 860 196,95 руб.
прочие педагогические работники: 34 597,21 руб.
ФОТ: 553 555,32 руб.
в т.ч. учителей: 41 873,51 руб.
ФОТ: 1 339 952,16 руб. Динамика заработной платы (2017 год)
Апрель
cредняя заработная плата работников учреждения в целом: 25 846,27 руб.
ФОТ: 2 352 010,32 руб.
прочие педагогические работники: 29 975,52 руб.
ФОТ: 479 608,35 руб.
в т.ч. учителей: 34 318,27 руб.
ФОТ: 1 098 184,60 руб. Динамика заработной платы (2017 год)
Март
cредняя заработная плата работников учреждения в целом: 24 674,63 руб.
ФОТ: 2 260 196,03 руб.
прочие педагогические работники: 27 734,31 руб.
ФОТ: 460 389,48 руб.
в т.ч. учителей: 32 833,28 руб.
ФОТ: 1 050 664,90 руб. Динамика заработной платы (2017 год)
Февраль
cредняя заработная плата работников учреждения в целом: 25 137,34 руб.
ФОТ: 2 322 690,48 руб.
прочие педагогические работники: 27 541,57 руб.
ФОТ: 479 223,38 руб.
в т.ч. учителей: 33 401,04 руб.
ФОТ: 1 068 833,12 руб. Динамика заработной платы (2017 год)
Январь
cредняя заработная плата работников учреждения в целом: 24 020,28 руб.
ФОТ: 2 233 886,29 руб.
прочие педагогические работники: 25 571,61 руб.
ФОТ: 460 289,00 руб.
в т.ч. учителей: 33 513,79 руб.
ФОТ: 1 072 441,18 руб. Динамика заработной платы (2017 год)
Декабрь
cредняя заработная плата работников учреждения в целом: 25 185,59 руб.
ФОТ: 2 342 259,76 руб.
прочие педагогические работники: 26 954,47 руб.
ФОТ: 485 180,37 руб.
в т.ч. учителей: 35 340,76 руб.
ФОТ: 1 130 904,17 руб. Динамика заработной платы (2017 год)